Современность предлагает новые механизмы связности в социуме – децентрализованные системы доверенного взаимодействия, которые могут гарантировать безопасность партнерства внутри сообщества. Какие инструменты существуют, чтобы сообщества, разъединенные расстояниями, идеологиями или юрисдикциями могли эффективно работать? Шифропанк и идеолог кибергуманизма Илья Ериклинцев @ilerik рассказал о концепции, возможностях и правилах Web3 – комплекса технологий и идей, которые сейчас позволяют строить новый интернет, где можно напрямую контролировать свои личные данные и более полноценно владеть информацией, которую производишь.
Доклад был зачитан в рамках Форума новой модной индустрии Beinopen 2022.
Термины «шифропанк» и «криптоанархист» появились в 80-90-е – так себя называл коллектив ученых-инженеров из Америки, которые занимались передовыми разработками в области криптографии и распределенных вычислений. И вещи, которые они тогда увидели, позволили им сформулировать несколько принципов технологической революции, которую мы сейчас, по сути, проживаем.
Они увидели некоторые тренды и оформили их в два исторических документа: «Манифест криптоанархиста» и «Манифест шифропанка». Оба этих текста описывают картину реальности, где существуют технологии, такие как интернет, и появившаяся тогда прикладная наука криптография. Они обнаружили, что человечество достигнет такого этапа, где интернет и применение математики и алгоритмов шифрования позволят людям коммуницировать друг с другом настолько надежно, что им не нужен будет никакой третий актор, типа государства, чтобы гарантировать их право на тайну переписки. Потому что все может быть зашифровано и переслано по открытым каналам связи. Технология шифрования в некотором смысле меняет набор тех прав, на которые человек может рассчитывать – право на частную переписку он мог бы сам себе гарантировать, применяя научные методы и строя соответствующие IT-системы.
Примерно в те же годы были заложены основы теории блокчейнов и распределенных реестров данных. Нет сомнений в том, что Сатоси Накомото, который создал биткоин, сделал это под влиянием криптоанархистов. Биткоин – пример первой распределенной платежной системы, защищенной от цензурирования третьими лицами, за счет того, что алгоритмы криптографии дают возможность использовать интернет по-новому.
Это все было заложено в 90-е, а к текущему моменту, когда развитие технологий интернета стало сильно выше, появились возможности создать системы следующего поколения. Это то, что мы называем web3 – движение интернета в сторону децентрализации. Тут появляются новые люди. Это, в первую очередь, Виталик Бутерин, создатель Ethereum (от ред. платформа для децентрализованных приложений). Идея Бутерина: по аналогии с биткоином можно построить универсальный облачный компьютер, один на все человечество, который мог бы выполнять произвольные программы и которому все одновременно могли бы доверять, благодаря открытому коду.
Ethereum и все современные блокчейны можно воспринимать как компьютеры, которые приобрели новые свойства за счет распределенного управления большим количеством лиц. И они уже могут совершать какие-то действия в реальном мире, например, управлять огромными активами – уже есть некоторое количество децентрализованных инвестиционных фондов. Как минимум, это деньги, как максимум, это любые активности, которые завязаны на верификации через блокчейн.
Сейчас мы наблюдаем наступление мира web3, который, пользуясь распределенными сетями, может выстраивать по-новому доверие и горизонтальные процессы.
В доверии есть два компонента. Первый – достоверность коммуникации. Второй – репутация – оценка действий человека остальным комьюнити. Блокчейн может гарантировать, что люди не правят сами записи в этом реестре. Соответственно, в нем можно было бы хранить нестираемую репутацию, которую видели бы все внутри комьюнити и в зависимости от нее выстраивали бы отношения и процессы.
В случае индустрии моды блокчейн может гарантировать надежность поставщика, решение спорных бизнес-вопросов, удовлетворенность партнерами и так далее. В том числе, это способ выстраивания длинных цепочек и партнерств – от производства до креативной индустрии.
Когда человечество разрослось до миллиардного коллектива взаимосвязанных индивидов, которые не были к такому масштабу приспособлены, оно породило кучу иерархических институтов для того, чтобы компенсировать этот масштаб, как-то самоуправляться и организовываться в рамках возможностей человеческого мозга. Сейчас часть этих проблем мы можем переложить не на других людей, встроенных в бюрократические иерархии, а на компьютер, с открытым исходным кодом, который мы сами же можем перепроверить. В каких то вещах иерархические системы уже сильно не оптимально решают вопросы, по сравнению с тем, что общество могло бы создать из горизонтальных связей.
Пончл вчера, что инструментгм связанности общества раньше в прошлом религия, а сейчас будет алгоритм.
Алгоритм Конфуция держится на сакрализации ритуалов и потере части самости.
Алгоритм китайского ИИ базируется том же.
Алгоритм сбора цельности европейского общества - слияние личного с божественным без потери личности. Через чудо троицы - через причастие и слияние с посредником (Иисус, Дионис, Таммуз) происходит соединение с божественной целостностью.
Алгоритм европейского ИИ должен дать возможность разнообразия и сохранения личности - манипуляцию алгоритмов Меты активисты не примут. Европейский (включая греческий и российский) ИИ - это кибергуманистический алгокогитивный симбиоз.
Похоже на правду?)
Ещё была у нас религия коммунизма)
Актуальный для меня вопрос про технологии доверенного взаимодействия. Кажется, что именно они основа стратегии по наращиванию взаимного товарооборота между странами разных блоков. Когда у одной страны есть рубильник для отключения сотен тысяч предпринимателей других стран от глобального рынка, сообщества предпринимателей должны объединяться, чтобы появился надгосударственный экономический союз внутри рынка на 500-700 млн человек. Мы как экономические и культурные агенты можем эффективно развиваться только строя справедливое общество и доверенную среду на равных с экономическими агентами других стран поверх инструментов, которые есть сегодня у государств и их элит. Используя науку экономику и математику
И новый тезис добавился с последнего эфира. Помимо очевидной важности науки, рациональности, кибернетики, шифрографии и блокчейн, Илья предлагает уравнять в правах интеллекты.
Главный "пойнт" кибергуманизма на его взгляд – необходимо уравнение в правах искусственного и естественного интеллекта.
Нужно потроить общество, исходя из равноправия всех интеллектов.
При этом сам ИИ можно воспринимать как универсальный переводчик, который решит вопрос перевода с языка одного разумного существа на другой.
Как этот "позитивный сценарий кибергуманизма" понимаю я:
Если ИИ будет уравнен в правах (то есть иметь инструменты для поиска баланса с каждым человеком), то все смогут прийти к консенсусу. Вероятно, это лучше, чем быть батарейкой)