О чем писали в первом советском модном журнале в 1923-м и как это рифмуется с 2022-м

 Публичный пост
14 июля 2022  343

В оцифрованных архивах Ленинки был найден любопытный артефакт – первый (и последний) выпуск первого советского журнала о моде «Ателье» (1923).

Немного контекста: в 1923 году при художественно-производственном подотделе ИЗО Наркомпроса была создана первая экспериментальная мастерская, которая занималась разработкой новой советской моды. Сначала она называлась «Центр по становлению нового советского костюма», а чуть позже была переименована в «Ателье мод». Журнал «Ателье» должен был стать рупором идей мастерской, в котором тексты о зарождающемся советском легпроме, об эстетике костюма и пользе спорта, критика визуальной культуры, фэшн-манифесты и обзоры западных модных тенденций должны были перемежаться с фэшн-иллюстрациями и съемками фасонов, разработанных в «Ателье мод».

Интересно, что к созданию текстов и иллюстраций были призваны и планировались в дальнейшем яркие представители артистической среды. В номере есть иллюстрации Александра Бенуа, Веры Мухиной, тексты Александры Экстер, Михаила Кузмина и Мариэтты Шагинян. А в конце журнала есть список деятелей, которые будут работать над материалами журнала, и среди них – Петров-Водкин, Кустодиев, Головин, Сомов, Ахматова, Замятин, Сологуб. Однако, номер вышел только один. Да и само «Ателье мод» в формате экспериментальной лаборатории просуществовало всего лишь до 1925 года.

Ознакомиться со сканом журнала можно здесь.
Об истории создания «Ателье мод» и журнала «Ателье» читайте здесь

Ниже 10 цитат из разных текстов «Ателье», которые дают представление о контексте, в котором находилась мода раннего СССР, а точнее – между экономическим кризисом и дефицитом материалов и манифестацией нового человека и его нового быта. Некоторые мысли интересно рифмуются с нашей современностью.


В настоящее время мода не царствует как прежде, благодаря отрезанности от заграницы, изменению общего характера нашей жизни и нашей сравнительной бедности. Она робко заявляет себя в выборе фасона и несколько более в выборе цвета.


В идею создания Ателье мод положена мысль о выработке образцов костюма для гражданского населения. Мысль эта вызывалась желанием создать новые формы костюма, которые не находились бы в слепой зависимости от западно-европейских и в то же время отвечали бы социальным и бытовым условиям, отличающим Россию в настоящий период жизни.


Мощное самостоятельное творчество русских художников должно быть источником новых форм художественной промышленности. Изящество во внешности современного быта должно быть выявлено совместными усилиями как художников, мастеров, так и руководителей современной промышленности. Искания художников и практические достижения последних должны дать ту форму красивого внешнего быта, который соотвествовал бы переживаемому времени.


В виду отсутствия новых образцов текстиля и крайне скудного выбора материалов — вышивка может послужить к частичной обработке ткани. Здесь она может иметь утилитарное значение, повышая фактурную ценность ткани, путем превращения ее в более художественный материал. Таким образом она может послужить к выработке желаемых образцов для будущего усовершенствованного текстиля.


В искусстве одежды меняется не только содержание, но и форма – украшения быта. – Здесь с точки зрения искусства коренной переворот в том, что с небывалой остротой творцы костюма поставили целесообразность и конструктивность вещи в основу красоты.


Не имея хорошего заграничного сырья, которого довоенная Россия ввозила 85% своей потребности, имея скудные запасы красок, приходивших раньше из Германии, выгнав своих руководителей из иностранцев, шелковая промышленность спешно перестроила свои ряды, в короткий срок наладила крашение в разные цвета, ныне работает над улучшением русского сырья и достигла довоенного качества в крепах, армюрах, сатинах и дама, но принуждена отказаться от производства тяжелого фая, тафты глассе, шелковых сукон и полуматовых дюшессов, пока обработка собственного сырья не достигнет заграничного совершенства на фабриках, работающих не только в центре, но на Кавказе и в Туркестане, где по объему первичная обработка сырья больше чем в центре.


Вне современного преломления немыслимо живое искусство, искусство же немыслимо неживым. С живым же и обращаешься как с живым. Недостаточно знать, понимать и даже любить прошлое, как прошлое; только живое чувство связи с настоящим может для нас оживить отошедшую эпоху.


Почему бы не встать прялке снова в угол городской квартиры женщины? Почему бы любовным рукам художника не помочь веселому труду токаря, и не украсить стройную прялку резьбой, не покрыть ее тельце тонкою сеткой орнамента, не закруглить верхних оконечностей, подставки, спинки, не сделать ее художественной ценностью, воспитательницей вкуса, как в старогерманском быту? За прялкой были бы молчание, песня и труд, три лучших друга женщины, три нежных друга, обращающих ее внимание от внешнего и поверхностного вовнутрь, к найденному спокойствию, и делающих ее из сварливой Ксантиппы — хранительницей домашнего и социального равновесия.


Форма новой одежды, современной одежды, должна быть согласована с требованием нашей жизни, принимая во внимание все ее характерные отличия, кладя в основание интенсивность цвета, как элемента, характеризующего русский народный костюм, но ни в коем случае не следует руководствоваться образцами западной Европы, основанными на идеологии другого порядка.


Остается лишь пожелать продолжения поисков новой формы одежды, соответствующей новым формам жизни, где удобство и дешевизна производства сочетались бы с требованиями логики и красоты.










5 комментариев 👇

Гениально. Журнал Ателье. Как Тексты о моде. Ещё и Ателье мод. Искусство, преображающее быт. И технология производства искусства в каждом доме. Распределенные производства. Цифровые дома мод. Ателье в каждом доме. Что они не учли в прошлый раз? Почему вышел только первый номер?

  Развернуть 1 комментарий
Максим Муратов , исследователь, критик автор 14 июля в 16:31

пишут, что слишком дорогое издание. не потянули. и был шквал критики при этом. ну и тексту слишком умные для простого потребителя. после него был запущен журнал "искусство одеваться", который был рассчитан на широкую аудиторию. он просуществовал дольше.

  Развернуть 1 комментарий

@muratov, а как юная леди, редактор и директор Ателье, получила такую тусовку художников? Тема была актуальная? Надеялись, что будет мода в ссср?

  Развернуть 1 комментарий
Елена Ермаковишна , Искусствовед, продюсер, дизайнер, исследователь 14 июля в 18:00

Большинство реплик действительно очень созвучны нынешней ситуации.

Но что удивительно эти тексты вообще не соответствуют иллюстрациям и моделям в журнале)

  Развернуть 1 комментарий

@Ermakovishna, Максим вчера еще много деталй рассказывал. Главредом журнала и директором ателье была 17летняя девчонка, запитчившая проект Луначарскому. Видимо, у нее не было еще редакторского "видения")

  Развернуть 1 комментарий

Автор поста открыл его для чтения, но комментировать могут только участники Форума. Пока Форум работает в тестовом режиме. Попасть сюда можно только по приглашению от другого участника. Спросите в чатике может быть, у кого-то найдётся для вас инвайт.

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Зарегистрироваться