Как ритейлеры идут к sustainability

 Публичный пост
27 апреля 2022  94

<< База знаний
<< Устойчивое развитие

Экологичность и устойчивость – комплексные явления, которые меняют все бизнес-процессы, ритейл – не исключение. Выступая посредником между производителем и потребителем, ритейл способен влиять на развитие большинства областей индустрии, поэтому инновации именно в сфере розничной торговли так важны, а их потенциал – безграничен.

Изменение ассортимента с упором на ответственные бренды, ведение просветительской работы с покупателями, подписание Договора ООН, внедрение позиции менеджера по устойчивому развитию и структурные трансформации работы самих магазинов – необходимые шаги сегодня, чтобы продолжать работать завтра. Мы узнали, как адаптируются к главному потребительскому тренду крупные мировые ритейлеры – лондонский Selfridges и киевский ЦУМ.

Инициатива Selfridges

Стивен Кинг, директор по устойчивому развитию Selfridges:

Project Earth — это трансформационная инициатива Selfridges в области устойчивого развития, направленная на изменение того, как совершаются покупки и ведется бизнес, рассчитанная на следующие пять лет. Мы поставили перед собой трудную и амбициозную цель – уменьшить негативное влияние на окружающую среду и стимулировать изменения через ритейл.

Покупатели все чаще спрашивают о том, откуда поступил товар и какие материалы использовались для его изготовления. Теперь мы работаем на опережение и сами даем подобную информацию клиентам.

Еще в 2011 году Selfridges запустил Project Ocean — долгосрочное партнерство с Зоологическим сообществом Лондона, направленное на защиту океанов от чрезмерного вылова рыбы и загрязнения пластиком. С тех пор мы стремимся осведомлять людей и стимулировать изменения через креативный ритейл-активизм. Project Earth – следующий шаг на пути устойчивого развития. Так что можно сказать, эту инициативу мы готовили давно.

В коллаже: витрины Selfridges
В коллаже: витрины Selfridges

Критерии отбора марок

Теперь, чтобы попасть к нам, бренду следует выполнить несколько шагов. В первую очередь, нужно, чтобы байер идентифицировал марку, либо купив товар, либо загрузив его в нашу систему. Затем мы просим бренд заполнить специальный документ, который помогает нам определить, соответствует ли товар нашим критериям — с ними можно ознакомиться на сайте проекта. Марка также должна предоставить документы, подтверждающие сертификацию товара, например, от Fairtrade или Organic.

Более того, для того, чтобы мы присвоили продукту особую этикетку, нам нужно, чтобы представитель марки детально объяснил, какой политики в области регулирования трудовых отношений придерживается компания, какую упаковку, материалы и ресурсы использует — все это мы узнаем с помощью специальной анкеты.

Регулирование экологичности в Великобритании

В Великобритании существует опциональная схема, за которую отвечает правительственное агентство Sustainable Clothing Action Plan (SCAP), а также множество других отраслевых инициатив. Однако нет обязательного законодательного регулирования устойчивости в индустрии моды. Тем не менее, у нас есть важные законы об отходах, переработке, использовании воды и, конечно же, закон о современном рабстве, который рассматривает дела по нарушению прав человека в цепочках поставок.

ЦУМ Киев. Глобальные цели и локальные инициативы

Соня Набока, менеджер устойчивого развития ЦУМ Киев, автор канала Sonique Talks:

В 2015 году ООН представила миру список целей устойчивого развития, опираясь на которые бизнесы и государства могут сделать жизнь на Земле более благоприятной, справедливой и безопасной. Именно в таком мире мы хотим жить. Чтобы подтвердить всю серьезность намерений, ЦУМ Киев декларировал свои стремления достичь этих целей и подписал Глобальный договор ООН. Этот документ могут подписать только прозрачные компании, соблюдающие права человека и стандарты труда, а также уже работающие над уменьшением воздействия на окружающую среду. Для того, чтобы подтверждать соблюдение этих принципов и свою устойчивость, ежегодно от компании требуется отчет в виде СОР (Communication on Progress). Подписание Глобального договора ООН помогает нам очертить стратегию дальнейшего развития и положительно влияет на доверие потребителей к бренду.

Так как ЦУМ является полностью прозрачной компанией, соблюдение принципов устойчивого развития вполне органично вписывается в уже заложенные корпоративные ценности. Внутри нашей компании реализуется инициатива по повышению экологичности и корпоративной ответственности. Мы уделяем внимание экономии электроэнергии, сортировке и сокращению количества отходов, оптимизации использования бумаги и другим факторам.

Устойчивость для нас – это не отдельные инициативы, а общий курс развития. Мы стараемся оптимизировать не только внутренние процессы, но и все остальные аспекты бизнеса. Создание партнерства – одна из целей устойчивого развития, которая может помочь приблизиться к желаемому результату за счет использования сильных сторон всех участников.

Например, с АТВ Бавария и Yasno мы сделали совместный проект доставки товаров из интернет-магазина на электрокаре – переход на такой тип логистики позволил нам сократить выбросы CO2 и других загрязнителей атмосферы. Также мы поддерживаем осознанность наших клиентов и предоставляем зарядки для электрокаров на парковке ЦУМ. Проект работает с лета 2020 года и доступен для всех жителей Киева. По подсчетам, выбор электро-транспорта для доставки товара предотвратит за год производство 6 тонн СО2. Примерно столько выбросов генерирует за год жизнедеятельность среднестатистического жителя Украины. Сейчас у нас новая инициатива – вместе с сервисом ECOLA мы хотим показать нашим клиентам более устойчивый стиль жизни с помощью минимизации домашних отходов.

После того, как мы подписали Договор ООН, мы скорректировали рекламные кампании – стали уделять больше внимания информированию клиентов в соц. сетях о важности экологической устойчивости. Теперь, помимо обычных традиционных праздников, мы отмечаем Всемирный День Ресайклинга или День Земли. В прошлом году мы в этот день поменяли наше лого ЦУМ в инстаграме на лого с планетой Земля, в этом будем делать также.

Согласно рекомендациям из последнего отчета McKinsey и GFA, чтобы в общественном сознании сформировалось понимание важности устойчивого развития, ритейлерам и брендам нужно информировать потребителей о том, какое влияние они оказывают и направлять их паттерн поведения в более осознанную модель. В наших ближайших планах – детский образовательный проект, который поможет разобраться в осознанном потреблении и ответственном обращении с ресурсами.

В коллаже: David Brandon Geeting для Modern Matter
В коллаже: David Brandon Geeting для Modern Matter

В обязанности менеджера по устойчивому развитию входит разработка, реализация и мониторинг устойчивой стратегии внутри компании. При формировании стратегии я полагаюсь на 17 Устойчивых Целей ООН и ежедневное исследование возможностей реализации этих целей в модном ритейле. Без постоянного ресерча и обновления знаний сложно создать актуальный продукт. Помимо этого часть моей работы ориентирована на популяризацию среди потребителей осознанного образа жизни. От покупателей мы часто слышим положительный фидбек – для тех, кто разделяет эти ценности, наша работа имеет большое значение.

Что касается ассортимента, бренды, интегрирующие устойчивые практики в свою бизнес-модель, сегодня привлекают больше внимания наших байеров. Также ЦУМ поддерживает украинских дизайнеров, даже вне рамок политики устойчивого развития. А в этом контексте – покупка локального считается более экологичной, ведь чем короче цепочка поставок и логистики, тем меньше транспортных выбросов она генерирует.

Также на сайте ЦУМа есть специальный эко-фильтр, который помогает сэкономить время тем, кто ищет более экологичные бренды. Они оказываются в этой выборке, если совпадает несколько или все из критериев: устойчивые материалы, корпоративная ответственность, прозрачность и отчетность, бережливое производство.

Каждый сезон я делаю чек-ап и проверяю новые бренды: изучаю их повестку, используемые материалы, отчеты и информацию о производстве.

Наверное, одна из главных сложностей – это делать что-то в первый раз. Пока что наша компания – единственный крупный фэшн-ритейлер в Украине, активно работающий над развитием sustainability. У нас нет готового примера «как правильно», поэтому очень часто приходится экспериментировать и пробовать то, что раньше не делал.

*(материал был написан до начала спецоперации в Украине)

ТЕКСТ: Лада Калашник, Саша Манакина
ВИЗУАЛ: Максим Осипов, Катя Работа


<< База знаний

Прокомментируйте, поделитесь своим опытом >>

Аватар algorithm
algorithm @algorithm
Строю доверенное взаимодействиеИнститут Beinopen
📍Владивосток, Россия
Связанные посты
Прокомментируйте первым 👇

Автор поста открыл его для чтения, но комментировать могут только участники Форума. Пока Форум работает в тестовом режиме. Попасть сюда можно только по приглашению от другого участника. Спросите в чатике может быть, у кого-то найдётся для вас инвайт.

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Зарегистрироваться