Как Сергей Дягилев 120 лет назад сформулировал главный конфликт русского искусства (актуальный и сегодня)

 Публичный пост
31 марта 2022  104

Открыл для себя искусствоведа Илью Доронченкова.
Слушаю его лекцию ооб отношениях Репина с западным искусством и тут – один из моих триггеров – Дягилев. Вот какая интересная информация, рифмующаяся с нашим современным-вечным в российской культуре:

«1899 год. Сергей Дягилев великолепно обозначил конфликт 1890-х годов в своей статье, посвящённой казусу на выставке Общества русских акварелистов, когда наши соотечественники не приняли на выставку ни одного иностранца, поскольку боялись финансовой конкуренции. Вот что пишет Дягилев в своей рецензии: «Ваш панический страх перед Западом, перед всем новым и талантливым есть начало вашего разложения, ваш предсмертный вздох». Дягилев точно формулирует конфликт русского искусства. Это конфликт поколений и одновременно конфликт эстетический. Это конфликт реализма и модернизма, а модернизм воспринимается всегда как инородное явление»

Рекомендую к просмотру:

А вот у Солодникова он интересно рассказывает о том, какой период Пикассо срифмовался с ранним русским авангардом:

2 комментария 👇

о, Макс, а я вот тоже хотела тебе как раз рассказать про Дягилева кое-что. В мемуарах Гуггенхайм вычитала:
«Весной 1924 года граф Этьен де Бомон организовал и финансировал «Парижские вечера». Он арендовал «ля Сигаль», знаменитый концертный зал на Монмартре, и привлек лучшие таланты Парижа к написанию музыки, постановке танцев и созданию декораций. Стравинский писал музыку, Лифарь, Рябушинская, Лопухова, Борованский, Туманова, Мясин, Данилова и другие звезды балета танцевали. Пикассо, Эрнст, Пикабиа, де Кирико и Миро работали над декорациями. Все это было очень интересно, потому что участники творили сообща с графом де Бомоном, а не просто принимали указания, как в случае «Русского балета».
Тогда же этот балет начал входить в жизнь общества. Он стал очень модным, и в перерывах между актами мы ходили в бар, где встречались с друзьями. К слову, после того времени хорошие балеты уже не ставили».

Я не знала, что была парижская версия сезонов без Дягилева и Нижинского и что она могла стать катализатором популяризации балета

  Развернуть 1 комментарий

@eassylova, в какой то момент от Дягилева отделялись участники его труппы и запускали свои проекты. Думаю, катализатором все таки стало то, что делал Дягилев за 10 лет до. Круто, что его дело развивалось и по миру расходилось. Например, американский балет развивал Баланчин - тоже участник труппы Дягилева.

  Развернуть 1 комментарий

Автор поста открыл его для чтения, но комментировать могут только участники Форума. Пока Форум работает в тестовом режиме. Попасть сюда можно только по приглашению от другого участника. Спросите в чатике может быть, у кого-то найдётся для вас инвайт.

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Зарегистрироваться