Чек-лист: что должен знать/уметь стилист

 Публичный пост
14 июня 2022  438

В текущих реалиях, когда большая часть брендов ушла с рынка, стилистам нужно переориентироваться на российские марки. В свою очередь, для марок — шопинг-стилисты стали еще одним вариантом продвижения вместо рекламы. Однако опыта сотрудничества друг с другом немного и неудачных кейсов взаимодействия пока больше, чем успешных.
Мы поговорили с Катериной Пролыгиной, стилистом и специалистом по тренд-прогнозированию, и составили инструкцию, в которой разобрали ключевые проблемы и варианты их решения, а попутно разобрались со спецификой профессии стилиста.

Образование:

Образование помогает структурировать информацию и адаптироваться в профессии. Люди, которые имеют чуйку и вкус, могут самостоятельно всему научиться.
На стилиста учатся многие, но работают по профессии единицы. На курсе люди понимают, что эта профессия не для них. Обычно – из 10 только 1-2 человека смогут работать стилистом, поэтому на рынке до сих пор есть нехватка кадров.
Причины:

  • Если пройти обучение можно за 3 месяца, то опыт набирается в среднем в течение двух с половиной лет и зачастую это бесплатная или низкооплачиваемая работа. Получается, что порог входа в профессию на самом деле очень дорогой. Фраза «закончишь курсы и через год будешь зарабатывать 100 тыс рублей в месяц» – это миф.
  • Специфичный набор личных качеств – необходимо быть творческим человеком, при этом системным и четким, а также легко коммуницировать. Обычно творческие люди не всегда могут легко общаться, а для системных людей в профессии слишком много хаоса. Нужно время, чтобы развить в себе все эти качества.

Направления в профессии и какие навыки важны:

  • Стилист съемок – креативность и насмотренность.
  • Шопинг-стилист – навык общения и понимания аспектов психологии.
  • Стилист-блогер – работа с соцсетями.

Демонстрируют себя и свой стиль в соцсетях. Они дают простые решения, так как сложные решения никому не нужны. Все проблемы решает накинутый пиджак.

  • Стилист для селебрити – их можно выделить отдельно, хоть их не так много и они все равно параллельно ведут других клиентов. Обычно в этой нише работают стилисты съемок, где они могли познакомиться с селебрити. Реже – шопинг-стилисты, к которым обратились разобрать гардероб и продолжили сотрудничать.

Например, Алеко ведет Решетову, вместе они делают коллаборации, выпустили косметику, они уже партнеры. Также как у Насти Ивлеевой есть стилист Ксюша Смо, она тоже часть команды. В России пока небольшой запрос на такие услуги.

  1. Насмотренность

Это самое главное: если у тебя очень маленький визуальный ряд, ты не сможешь интересно стилизовать. Нужно смотреть не только классические красивые фотографии и разбираться в истории искусств, но также изучать и субкультуры, и этнические костюмы.
Пример упражнения: стилизовать один пиджак в направлениях моды всего 20 века.

  1. Хороший навык общения и знание аспектов психологии:
  • необходимо уметь защищать свои идею и видение, объяснять позицию, договариваться. Стилисты работают с заказчиком и в команде с другими специалистами, а представления о красивом могут быть разными.
  • специфика работы шопинг-стилистов – «осовременить» мышление клиента. Есть люди с разным отношением к своей внешности. Шопинг-стилист должен понимать, какой перед ним стоит клиент, нужно походить на курсы по работе с клиентами, психологические курсы. Обычно люди застревают в периоде, когда они были молоды – тогда они были привлекательны, чувствовали внимание окружающих. И, соответственно, они продолжают выбирать вещи, которые были тогда актуальны. Человека нужно вывести из этого состояния, показать то, что сейчас носят. Обычно у клиента случается шок и дальше идет психологическая работа.
  • специфика работы стилистов на съемках – в работе бывает много конфликтов, важно держать в голове, что ты выстраиваешь долгосрочные отношения с клиентом, фотографом, моделью и другими. Например, модель испортила вещь тональником – не стоит с ней ругаться, она только начала работать, проще одежду сдать в химчистку.
  1. Насмотренность по посадкам – для шопинг-стилистов

Это можно изучить на практике: попросил примерить одну модель – плохо сидит, попросил примерить другую – и разобрался. Обычно на курсах рассказывают про цветотипы и типы фигур, но в реальности они не работают, так как есть индивидуальные особенности – длинная шея, перекос плеча и т.д.

«Во время обучения рассказывают про типы, потому что так проще объяснить систему. Когда человек получает схемы, он их выучивает и запоминает. По некоторым стилистам видно, в каком году они заканчивали курсы, потому что видны схемы и тренды, которые они запомнили и отрабатывают. Например, три года назад было популярно бельевое платье с жакетом и кедами – и до сих пор есть те, которые это сочетание показывают».

  1. Структурность и ответственность.

Большая часть работы стилиста – это составление смет, распределение бюджета, составление гарантийных писем, ношение вещей и контроль за ними. Это не такая простая, легкая и креативная профессия.

Услуги

  1. Шопинг-сопровождение.
  2. Разбор гардероба.
  3. Обучение.
  4. Чек-листы, маст-хэвы, шопинг-лист, шопинг-маршруты — это удобно для клиентов, когда нужен простой совет. Стилист все равно знаком с ассортиментом многих магазинов, поэтому может составлять рекомендации, где покупать пальто, например.
  5. Короткие комментарии по выбору вещей — когда отправляешь стилисту свой выбор, он быстро комментирует в 3 словах.
  6. Создание визуала для контента соцсетей — это касается не только марок, но и различных специалистов – психологов, врачей, косметологов, дизайнера интерьеров.
  7. Работа с брендами.

Несмотря на то, что у магазина могут быть свои мерчандайзеры, байеры и стилисты, они могут обращаться за консультацией ради взгляда со стороны или консультацией по ассортименту.

Как и где искать работу молодому специалисту

Фриланс – это работа не для всех. Здесь нет никакого начальника, ты сам ищешь клиентов, несешь ответственность и пожинаешь плоды. Большинство молодых специалистов никак не двигаются и поэтому ничего не получают.

  1. Работа продавцом-консультантом в шоуруме, концепт-сторе.

Так можно поработать с большим количеством людей и научиться выстраивать с ними работу, составлять и предлагать образы. Лучше идти не в крупные магазины, а в шоурумы, концепт-сторы, где также можно помогать оформлять витрины, делать раскладки, создавать контент для соцсетей.
Не нужно долго работать в магазинах, но эти деньги помогут содержать себя, пока нарабатывается опыт стилиста, тем более с графиком 2 через 2. В выходные можно с клиентами поработать или договориться с руководством магазина и взять вещи для съемки, чтобы наработать портфолио.
2. Для шопинг-стилистов: Помогать одеваться знакомым, знакомым знакомых и через сарафанное радио выстраивать сеть контактов.
3. Для стилистов на съемках: можно посмотреть на сайтах фотостудий и в соцсетях отмеченных фотографов и выбрать, кто по стилю больше подходит. Предложить свои услуги: собрать пару образов для творческой съемки. Таким способом можно наработать портфолио. У фотографов бывают и коммерческие заказы, если вы сработаетесь, то они с удовольствием могут позвать в команду.
Другой вариант – ходить на встречи фотографов, например, на мастер-классы, конференции. Спросить там, кому нужен стилист, и все руки поднимут.
4. Для стилистов на съемках: через модельные агентства. Они постоянно снимают снепы и делают тестовые съемки. Так можно научиться работать с моделями, с разными фотографами и собрать портфолио.

«У меня с этого и началась карьера: я подбирала луки для снепов моделей. Букеры стали рекомендовать мои услуги клиентам. Снепы моделей стали моим портфолио и так, например, в Милане я сотрудничала с агентством, где были знакомые модели из Петербурга, и моей задачей было подбирать одежду для моделей, в которой они ходили на кастинги».

  1. Работать ассистентом стилиста

Можно спрашивать в соцсетях у стилистов, которые нравятся, нужен ли им ассистент. Состоять в профильных группах и чатах, так как там всегда бывают запросы, часто стилисты передают клиентов. Коммуникация в работе стилиста – это важный момент.

Стоимость услуг

Цены на рынке зависят от города, компетенции и медийной успешности.

  1. Шопинг-сопровождение

В Петербурге – от 1500 до 7000 рублей за час. 3000 рублей за час – это средняя стоимость у специалистов с 3-5 летним опытом, дальше все зависит от коммерческой успешности.

«У меня есть лайфхак по определению средней стоимости своих услуг в разных городах. Нужно ориентироваться по стоимости смены продавца-консультанта в магазине. В магазинах мидл-сегмента Петербурга ставка продавца без учета премий и бонусов – от 1200 до 2500 рублей. Соответственно, если стилист работает в таком же сегменте, то минимальная ставка для него будет 1200 рублей за час. Так можно ориентироваться в любом городе, а дальше расти с накоплением опыта».

  1. Съемки

Цены на съемки зависят от опыта стилиста и от задач – к примеру, каталожная съемка, где нужно только обувь подобрать, или кампейн, где нужно серьезно прорабатывать образы. Нижний порог – это стоимость за химчистку и такси. В Петербурге выход опытного стилиста на фотосессию – от 10000 рублей. В Москве цены выше, примерно, в два раза, там нехватка специалистов.

Ключевые проблемы в работе стилиста:

  1. Демпинг цен.
  2. Магазины дают одежду по гарантийному письму только журналам и сейчас начали работать с продюсерскими центрами.
  3. Скудный ассортимент: много магазинов с базовыми вещами, с закрытием Zara стилистам сложнее подбирать обувь для съемок.

Будущее профессии:

Очень важно не только оглядываться назад и изучать прошлое, но и интересоваться тенденциями – и в профессии, и в визуале, и в поведении потребителя.

  1. Digital-стилист.

«Я полтора года сотрудничаю с Malivar по виртуальным моделям, веду Алену Пол и Алену Нану. Мои ученики стилизуют эти образы в Москве. Я понимаю, что профессия туда и обращается.

Сейчас пришел запрос на создание аватара для компьютерной игры: человек хочет прокачать своего персонажа и попросил создать микс средневекового костюма и нарядов Жана Поля Готье.Таких запросов станет все больше. Я получаю схожий фидбек и от моих студентов и клиентов.
В виртуальном мире нет принципов носибельности, там больше нужно быть креатором. Там не нужен «пиджак», там нужна эклектика в стиле Gucci. Следующее, что должен прокачать стилист – это навыки диджитал графики, программирования».

  1. Шопинг-стилисты будут ориентироваться на аудиторию старшего возраста.

«Для поколения альфа одежда уже ничего не значит: худи и брюк вполне достаточно. Мода будет интересна тем, кому она сейчас интересна. И здесь важно учитывать, что после 35 лет здоровье людей начинает ухудшаться и только люди со здоровом образом жизни могут потреблять эстетичную моду. Таким образом, остается маленький процент людей, интересующихся модой и которым нужны услуги стилиста».

Сотрудничество стилистов и магазинов/марок

Почему стилисты редко сотрудничают с российскими марками

1. Удаленность от шопинг-маршрутов.
Стилисты работают с клиентами обычно по часовой оплате и поэтому собирают гардеробы в торговых центрах или на шопинг-улицах. Поехать далеко за одним платьем и без гарантии, что оно подойдет – это рискованный и дорогой момент и для стилиста, и для клиента.
Варианты решений:

  • расположение шоурума неподалеку от шопинг-маршрутов.

Совместный с другими марками в схожем ценовом сегменте шоурум или аренда рейла недалеко от шопинг-маршрутов, где стилист может присмотреть не одну модель, а собрать несколько вещей.

  • давать стилисту вещи на примерку.

Так стилист самостоятельно может объезжать шоурумы, брать вещи и приезжать на примерку к клиенту. На такой вариант не готовы большинство: магазину/марке нужны гарантии или уверенность в стилисте.

  • программа лояльности для стилистов.

Некоторые стилисты понизили часовую ставку за счет того, что магазины/марки дают им кэшбек, но это рабочий вариант, если марка/магазин работает в премиум-сегменте.
2. Неуверенность в качестве тканей и лекал.
Стилист распоряжается деньгами клиента и поэтому должен быть уверен в качестве вещей. Если у крупных компаний отработанные лекала и проверенные ткани, то с российскими марками нет понимания, что будет с одеждой при носке: не сядет ли вещь после стирки/чистки, не испортится ли, если попасть в ней под дождь или снег.
Варианты решений: обычно решается выстраиванием коммуникаций со стилистом, знакомством с брендом, информированием про материалы и посадки.
3. Не знают российские марки.
В действительности стилисты знают не так много российских марок, но это меняется с каждым годом, а сейчас еще быстрее. О марках узнают, когда они начинают сотрудничать с блогерами, с другими стилистами, о них начинают рассказывать медиа.

«Все стилисты работают в разных направлениях, поэтому про всех не знают. Например, про «Уста к устам» я узнала недавно из подборок своих учениц, о Lichi – по гардеробам клиентов, у которых она встречается».

Варианты решений: выстраивать коммуникацию со стилистами – приглашать на презентации коллекций, просто знакомиться, если видно, что человек часто бывает в магазине, покупает и возвращает вещи или приходит с клиентами. Аналогичный совет и для стилистов – лучше познакомиться с работниками магазина или марки, так они смогут больше доверять вам, а также помогать в работе.

«Я считаю, что это неправильно, когда стилисты сдают вещи и сразу убегают. Нужно налаживать отношения, знакомиться. Это помогает в работе и стилисту, и магазину. Например, я знаю дни рождения директоров, как зовут их детей. Могу занести продавцам пирожные, как-то заносила огурцы от бабушки».

Почему российские марки/магазины редко сотрудничают со стилистами

1. Испорченные вещи.
Некоторые стилисты сдают мятые, испачканные вещи – и магазины перестают давать вещи всем остальным.
Варианты решения:

  • наличие сэмплов.

В идеале было бы замечательно, если у марок были семплы, которые можно использовать на съемках. Обычно у дизайнеров, которые участвуют в неделе моды, – это семплы с показа.

  • стилистам: погружаться в специфику свойств материалов или спрашивать изначально у продавцов.

Продавцы могут подсказать, можно ли отпаривать вещи, или самостоятельно их подготовить. Магазин может работать с проверенной химчисткой и лучше отнести вещь сразу им, а не экспериментировать самостоятельно.
Еще хороший показатель для магазина/марки, если стилист приходит со своими чехлами для одежды, так видно его ответственное отношение к работе.

Формат работы в ДЛТ: если туда приносят испорченную вещь, то сначала они решают вопрос со своей портной или химчисткой, если они не справляются, то стилист может отдать вещь в свои сервисы, и если там не смогли решить проблему, то тогда обсуждают вопрос выкупа.
2. Несоблюдение сроков.
Часто бывает, что вещи дают на сутки, а приносят через 4 дня – это также портит репутацию стилистам.
Варианты решения: сдавать вовремя вещи, в крайнем случае, предупреждать о более позднем возврате. Нужно понимать, что промах одного стилиста отразится на дальнейшем сотрудничестве всех стилистов.
3. Берут вещи, но на фотографиях их нет, как и отметок.
Нужно понимать, что стилисты могут брать вещи для съемок, но их не будет на фото – не сложился образ или это был запасной вариант. С селебрити – аналогично: блогер не понравился сам себе на фото и не стал выкладывать в соцсети. Стоит также отметить, что публикации и отметки не дают сразу результат, от упоминания даже у миллионника могут прийти 4-5 подписчиков. И это нормально. Это больше имиджевая история.
Варианты решения: если стилист не смог получить отметок бренда в соцсетях (в первую очередь речь идет об аккаунтах знаменитостей и блогеров), можно предложить марке альтернативный вариант сотрудничества. Например, стилист может провести эфир для аккаунта бренда или помочь с оформлением витрин.

Прокомментируйте первым 👇

Автор поста открыл его для чтения, но комментировать могут только участники Форума. Пока Форум работает в тестовом режиме. Попасть сюда можно только по приглашению от другого участника. Спросите в чатике может быть, у кого-то найдётся для вас инвайт.

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Зарегистрироваться